четверг

Артист без маркетинга?

После прошлой статьи о новом альбоме Адель и ее блестящем маркетинге разгорелась у меня баталия в Фейсбуке. Суть вкратце такова: вот The Beatles и Виктор Цой застолбили себе место в веках исключительно благодаря идейности их песен, которые передавались из уст в уста, начиная от Вудстока и заканчивая Грушинским фестивалем. Никакого маркетинга они не использовали. А Адель – певичка сродни Modern Talking. Через 10 лет про нее никто не вспомнит.

Так ли это? Давайте проведем небольшой экскурс в историю.

Сразу отмечу. The Beatles, как и вообще музыка, выпущенная не позднее 1980 года – это процентов 70% моей постоянной музыкальной коллекции. А «Кино» с Цоем – вообще единственные русскоязычные альбомы, которые я слушаю неизменно на протяжении почти 30 лет. Я слушаю и другую русскоязычную музыку, но короткими периодами, длящимися не более 1-2 лет. Это я к тому, что матчасть мне известна не только из Википедии.



Начнем с The Beatles. Не будем углубляться совсем уж в древнюю историю. Начнем отсчет с 1960 года, когда они начали использовать именно это название. Были концерты в клубах, на разогреве, был тур в Гамбург. Результатом почти 2-летних усилий стало почетное первое место на музыкальном Олимпе славного города Ливерпуля и целый один записанный в Гамбурге сингл. Все это время обязанности агента группы на добровольных началах исполнял Алан Уильямс, друг и владелец клуба, в котором они начинали.

Все изменилось в конце 1961 года. Их менеджером захотел стать владелец музыкального магазина в Ливерпуле Брайан Эпстайн. Именно с ним The Beatles заключили свой первый контракт. С 1 января 1962 года контракт вступил в силу. 9 февраля один из руководителей звукозаписывающей компании EMI получил материалы группы на прослушивание, и в начале июня состоялась запись первых 4 песен. А к началу следующего года они уже перебрались в Лондон, и в их расписании не было ни одного свободного дня. То есть, просто появление агента, который занялся продвижением группы профессионально, сделало их знаменитыми на всю страну и открыло для них концертные залы всего за год. Конечно, если бы не было предыдущих нескольких лет по клубам и на разогреве, Брайан Эпстайн никогда бы о них не услышал. Но если бы не его целенаправленные усилия по продвижению, кто знает, когда бы Британия услышала Love me do.

Ну, и? Маркетинг или идейные песни?

«Кино» и Виктор Цой. Специально не буду говорить о конце 1980-х. Тогда изголодавшаяся по свободе искусства страна слушала буквально все, что хоть как-то отличалось от Кобзона и Лещенко.

Давайте посмотрим на начало 2000-х. Прошло более 10 лет с последнего, посмертного альбома. Да, «Кино» крутили. Но, наравне с другими рокерами 80-х. И вдруг, целый альбом каверов. Самый харизматичный и запомнившийся – «Видели ночь» от «Zdob şi Zdub». Автор идеи (один из) – Марьяна, вдова Виктора. И, о чудо! Началось победоносное возвращение «Кино» на радио, в телевизор и в репертуар бродячих артистов. Сейчас, спустя 15 лет, ни один из рокеров 80-х не может похвастаться такой равномерной популярностью среди лиц от 15 до 50. Ни вдохновитель и учитель БГ, ни Шевчук, ни Бутусов. И даже рокеры начала 2000-х не могут похвастаться такой популярностью.

Так маркетинг или идейные песни?

Как сказал американский философ Л. Рон Хаббард: «Суть маркетинга состоит в том, чтобы создать желание и продать услугу или продукцию».
Каждый из нас специализируется на какой-то услуге. Кто-то лучше всех шьет обувь, а кто-то – поет классные песни. Но если бы не маркетинг, так и сидели бы каждый в своей пещере.